19.11.2020
Развитие малого бизнеса является одной из важнейших задач современной российской экономики. Именно этот сегмент, а не крупные предприятия, выступает реальной движущей силой роста ВВП в развитых странах. В России в малом предпринимательстве задействованы только 20–25 % населения продуктивного возраста. Во многих других государствах этот показатель превосходит российский вдвое, и именно мелкие предприятия дают половину доходов госбюджета. Важные преимущества малого бизнеса:
· способность быстро адаптироваться к внешним условиям и рискам, что очень ценно в условиях кризиса;
· меньшие расходы на организацию производственного и управленческого процесса;
· близкое размещение к рынкам сбыта;
· активное формирование новых рабочих мест;
· более быстрый рост производительности труда по сравнению с крупными предприятиями;
· более активное развитие и внедрение инновационных технологий.
Деятельность малых предприятий регулирует федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он содержит критерии, по которым субъекты экономики определяются как «малые предприятия». Кроме того, действует постановление правительства РФ от 04.04.2016 № 256 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
В современном бухгалтерском учете наблюдается тенденция к упрощению. Это особенно актуально для бухучета малого бизнеса. Отдельные объекты в нем не учитываются вообще, а некоторые показатели укрупняются.
Бухучет малого предприятия организовывает его руководитель, он же выбирает удобный вариант его ведения. Учет может вести главный бухгалтер предприятия, другое должностное лицо или сторонняя организация, с которой заключается договор аутсорсинга. Использование упрощенного бухгалтерского учета позволяет руководителям малых предприятий вести бухучет самостоятельно, однако это не касается предприятий, подлежащих обязательному аудиту.
Налоговый кодекс России разрешает использование нескольких систем налогообложения. В отношении малых предприятий действуют специальные режимы, объединяющие упрощенную систему налогообложения, уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход и патентную систему налогообложения.
Малое предприятие обязательно должно разработать учетную политику и утвердить ее приказом руководителя. Требование обязательного учета основных средств и нематериальных активов для налогообложения выполняют методом простой записи по счетам, представленным в утвержденном рабочем плане счетов. Данные о фактах хозяйственной жизни в первичных учетных документах и данные бухгалтерских расчетов должны фиксироваться в журнале регистрации фактов хозяйственной жизни. В приказе руководителя об учетной политике должно быть описание первичных учетных документов и правила их составления в соответствии с нормами ст. 9 федерального закона «О бухгалтерском учете».
Документ «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденный Минфином РФ 21.12.1998 № 64н, гласит, что при простой форме учета операции нужно заносить позиционным способом в книгу учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1), созданную по типу оборотной ведомости. Записи следует делать в синтетическом и аналитическом разрезах, чтобы по ним можно было составить бухгалтерский и финансовый отчет. Для начисления зарплаты работникам и удержаний из нее рекомендуется вести ведомость учета оплаты труда (форма В-8). Ее составляют, если в организации работает до 10 человек, в том числе и по договорам гражданско-правового характера.
Рабочий план счетов бухучета на малых предприятиях составляется на основе сокращенного варианта, предложенного типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Но на отдельных предприятиях он может быть расширенным, насчитывающим больше субсчетов для упорядочивания учетного процесса, упрощения составления отчетности, анализа резервов роста финансовых результатов.
Однако в нормативных документах имеются некоторые противоречия, усложняющие ведение бухучета на малых предприятиях. Поэтому сегодня все чаще говорят о необходимости создания отдельной нормативно-правовой документации для малого бизнеса.